Управление самолетом

Рост требований к регулярности и безопасности полетов, услож­нение самих объектов управления привели к появлению нового типа систем, основанных на цифровом управлении самолетом, la міс системы могут выполняться по централизованной (комплек­том) или децентрализованной (федеративной) схеме.

В перзом случае система включает бортовую цифровую вычне — .шгельную машину (БЦВМ), которая может содержать несколько процессоров, образующих мультипроцессор с общим полем памяти. Во втором случае система включает отдельные процессоры, пред- и. иначенные для реализации определенных задач, имеющие свою память, собственные устройства самопроверки, источники питания и т. п. Требования высокой надежности работы еще больше услож­няют характер построения системы и могут привести к объедине­нию федеративной и комплексной схем в одной бортовой системе.

1 Іплотажно-навнгацноиньге комплексы цифрового управления само­летом обеспечивают высокий уровень автоматизации на всех этапах полета. Они предусматривают возможность директорного и автома­тического взлета и ухода на второй круг, полную автоматизацию управления на маршруте, а также автоматический заход и посадку но третьей категории ICAO, включая автоматическое управление послепосадочным пробегом.

Переходу к цифровым пилотажно-навигационным комплексам ІПНК) способствовали следующие предпосылки:

высокая технологичность, малые габаритные размеры, масса и стоимость цифровых ПНК;

уменьшение рабочей нагрузки экипажа благодаря применению цифровых ПНК;

возможность решения большого количества логических задач и более простая и надежная организация встроенного контроля, которым можно охватить почти все оборудование комплекса;

возможность повышения надежности благодаря структурной и информационной избыточности;

создание простых исполнительных цифровых устройств, непо­средственно согласующихся с БЦВМ как управляющим органом.

По зарубежным данным считается, что переход к цифровым сис­темам и пилотажной части комплекса позволит уменьшить стои­мость этой части ПНК на 20…40%, на 75% сократить трудоемкость технического обслуживания, сократить на 30… 50% число случаев невыполнения программы полета из-за неисправности пилотажного комплекса н на 50% снизить число потерь из-за его повреждения; существенно снизить нагрузку на экипаж. Так в зависимости от этапа полета нагрузка на командира корабля уменьшается от

953 ї 10 до 35%, на второго пилота от 25 до 45%. на бортинженера от 30 до 60%.

Построение систем цифрового управления самолетом связано с решением сложных научно-технических проблем, к которым, в пер­вую очередь, можно отнести: исследование новых принципов по­строения бортовых пилотажно-навигационных комплексов; разра­ботку малогабаритных, высоконадежных процессоров, блоков памя­ти, аналогово-цифровых и цнфроаналоговых преобразователей и т. п.; исследование квантования по времени и уровню на динамику полета и синтез законов управления, реализуемых на БЦВМ.

Авторы выражают благодарность д-ру техн. наук проф. Б. М. Шамрикову за замечания, сделанные при рецензировании рукописи книги.

Глава 1